Фокусник, художник, юморист и ученый (исследователь или озобретатель), по природе своей профессии или призванию заняты поиском новых идей. При этом каждому из них приходится лавировать «вниманием наивысшей вероятности».

Лица, наиболее естественно использующие латеральное (горизонтальное) мышление в своей работе, — это журналисты и рекламные агенты, развивающие в себе способность видеть ситуацию с разных точек зрения. К самым непреклонным вертикальным мыслителям относятся юристы, врачи и в некоторой степени бизнесмены – или все те, кто предпочитает иметь дело с устойчивыми, четко определенными ситуациями, ибо только в этом случае они могут с пользой для дела использовать свой опыт и технические знания.

Чему следует научиться ученому у фокусника, юмориста и художника?ФОКУСНИКИ И ИЛЛЮЗИОНИСТЫ пользуются тем, что на деле не составляет большого труда предугадать ход мыслей человека, мыслящего вертикально или только логически. Фокусник создает совершенно искусственную ситуацию, однако, она отчетливо показывает, как легко обмануть зрителя, который пользуется только вертикальным мышлением. Все сценические трюки, за исключением тех, которые целиком зависят от работы механизмов или ловкости рук, основаны на одном принципе: направить внимание публики по пути наибольшей вероятности. Чтобы понять, что происходит на самом деле, нужно свернуть с торной дороги высокой вероятности и отправиться по менее вероятному пути. Если поворот был пропущен, то вернуться назад с помощью вертикального мышления не получится.

Мошенники, торговцы, политиканы и профессиональные переговорщики всех мастей остались бы не удел, если бы вертикальное мышление не было для человеческого разума естественнее латерального. Их успех определяется тем, насколько умело они направляют других по высоковероятностному пути мышления в соответствии со своими намерениями. Подчеркивая те или иные особенности ситуации, они могут создать высоковероятностный путь там, где его прежде не было в помине.

Чему следует научиться ученому у фокусника, юмориста и художника?У ЮМОРИСТА идеи рождаются тогда, когда наиболее вероятный взгляд на ситуацию можно опрокинуть осознанием того, что на нее можно взглянуть иначе. В юморе прежний ракурс сохраняет свою высокую вероятность – не происходит того внезапного переключения, которым сопровождается миг озарения и благодаря которому новый взгляд на ситуацию сразу становится высоковероятностным. Юмор побуждает разум колебаться между очевидным прежним ракурсом и неожиданным, но убедительным новым. Такие колебания – отличительная черта юмористического  мышления.

Юморист ведя беседу или находясь на сцене, выглядит все более и более остроумным по мере того, как увлекает аудиторию за собой. Аудитория, в свою очередь, все легче и легче выявляет альтернативные взгляды на вещи и с большей готовностью принимает те, которые предлагает ей юморист. Всякий, кто обладает достаточно развитым чувством юмора, гораздо лучше способен генерировать идеи, нежели тот, кого природа не одарила этим чувством.

Чему следует научиться ученому у фокусника, юмориста и художника?ХУДОЖНИК в своих поисках новых ракурсов стремится разрушить отжившие условия восприятия. Художник открыт новым идеям, веяниям и случайностям. Самые элементарные формы новизны в художественном искусстве – это гротеск [1] и эксцентричность. Он стремится развить в себе крайнюю чувствительность и эксцентричность, избежать укоренившихся взглядов на вещи, нередко намеренно доводя себя до безрассудства. Психоделический культ – это сознательная попытка усилить остроту восприятия, чтобы отыскать более глубокий взгляд на вещи. Но как художнику определить ту грань, за которой заканчиваются блуждания в безграничности свободной формы и возникает действенный новый синтез художественной формы и реального содержания? Объективного критерия в этом случае не существует, а опираться на субъективные оценки сложно, ибо они исходят либо от тех, кто не способен отбросить прежние представления, либо от тех, кто расценивает сам отход от старого как окончание пути.

В искусстве, где объективной цели нет, слишком легко достичь стадии хаоса и на этом остановиться. В этом и заключается беда с творческим мышлением художника, поскольку слишком легко остановиться на полпути. В искусстве отход от старых идей становится самоценностью. Оригинальность — вот к чему стремиться искусство. Здесь всегда живо желание преодолеть рамки укоренившегося порядка вещей и выйти в безграничный океан возможностей хаоса, но слишком часто это преодоление уже само по себе рассматривается как достижение, тогда как в действительности они лишь первый шаг на пути к подлинному достижению.

Ученые в большинстве своем могли бы многому научиться у художников, однако любой художник чувствовал бы себя крайне не ловко, если бы ему пришлось пройти по латеральному пути до самого конца. В определенном смысле наука является высшей формой искусства, поскольку красота новой идеи здесь перестает быть вопросом вкуса или моды. И хотя науке явно недостает эмоциональной насыщенности и всеобщей притягательности, зато ей присуща внутренняя строгость.

Чему следует научиться ученому у фокусника, юмориста,  художника и фанатика?Сила ФАНАТИКА в том, что он все вокруг рассматривает через призму определенного жесткого шаблона. Всепоглощающая привязанность к этому шаблону задает четкое направление действий и предлагает ясные и незыблемые стандарты, в соответствии с которыми оценивается результат. Исключая саму возможность существования альтернативных взглядов на ситуацию, фанатик избавляется от сомнений и нерешительности.

Ученый в поиске новых идей стремиться избежать господства строгих и общепринятых взглядов на вещи, однако цель его – не беспорядок, а новая, более простая упорядоченность. Беспорядок лишь способ сделать шаг в сторону, но не конечная цель. Однако в латеральном мышлении не было бы особого смысла, если бы оно всего-навсего предлагало новый порядок взамен прежнего. Латеральное мышление ученого занято поиском новых, более простых и более действенных идей, но более всего его интересует само течение идей, в котором на смену одной приходит другая, более удачная, с тем чтобы уступить место еще более совершенной, и т.д.

[1] Гротеск — вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

РЕКОМЕНДАЦИЯ БЫЛА ПОЛЕЗНА? ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ С НАМИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ НА САЙТЕ.

Менеджер по инновациям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *